Статья 1196 ГК РФ. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица

Текущая редакция ст. 1196 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Комментарий к статье 1196 ГК РФ

1. Первое предложение ст. 1196 содержит двустороннюю коллизионную норму, согласно которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Под "физическими лицами" понимаются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства (см. комментарий к ст. 1195). Ранее в силу п. 1 ст. 160 ОГЗ 1991 г. правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определялась по российскому праву.

В российском праве под гражданской правоспособностью физического лица понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК и комментарий к ней). Вопрос о праве, подлежащем применению к правоспособности, может возникнуть вследствие того, что законодательство зарубежных стран неодинаково подходит к его решению. Например, согласно п. 2 ст. 17 ГК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Статьей 30 ГК Испании предусматривается, что ребенок считается рожденным и обладает гражданской правоспособностью, если он проживет 24 часа с момента отделения от материнского организма. Поэтому может встать вопрос, по праву какой страны следует определять правоспособность испанского гражданина, родившегося в России и прожившего, например, 12 часов.

Статья 1196 содержит коллизионную норму относительно общей правоспособности. В то же время в раздел 6 ГК включены нормы о специальной правоспособности: право- и дееспособности предпринимателей (ст. 1201 ГК), объявлении физического лица умершим, что ведет к прекращению его правоспособности (ст. 1200 ГК).

Из содержания ст. 1196 следует, что, если российский гражданин имеет также иностранное гражданство, его правоспособность определяется по российскому праву. Если иностранный гражданин имеет место жительства в России, то его правоспособность определяется российским правом. Если иностранный гражданин имеет гражданство нескольких государств, его правоспособность определяется правом страны, в которой он имеет постоянное место жительства. Гражданская правоспособность лица без гражданства определяется правом страны, в которой оно имеет постоянное место жительства (см. комментарий к ст. 1195). Гражданская правоспособность беженца определяется правом страны, которая предоставила ему убежище. Если, например, Россия предоставила иностранному гражданину убежище и у него имеется удостоверение беженца, выданное в России, то правоспособность этого лица будет определяться по российскому праву.

Модель ГК для стран СНГ (п. 1 ст. 1204) исходит из определения правоспособности физического лица по его личному закону. Аналогичны правила п. 1 ст. 1104 ГК Белоруссии, п. 1 ст. 1178 ГК Киргизии, ст. 1169 ГК Узбекистана, как и законов многих других государств.

Отсылка в ст. 1196 к личному закону физического лица, в частности иностранного гражданина, в силу ст. 7 ГК применяться не должна, если международный договор РФ устанавливает иное. Здесь следует указать на договор о правовой помощи с Венгрией от 15 июля 1958 г. в редакции Протокола от 19 октября 1971 г. , где предусмотрено, что правоспособность лица определяется законодательством того государства, гражданином которого оно является (ст. 24). Поэтому правоспособность венгерского гражданина, постоянно проживающего в России, будет определяться не по российскому праву (согласно п. 3 ст. 1195), а по венгерскому.

--------------------------------
Ведомости ВС СССР. 1958. N 35. Ст. 423; 1972. N 28. Ст. 245.

2. Статья 1196 содержит также норму, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Эта норма сохраняет регулирование, установленное п. 1 ст. 160 ОГЗ 1991 г.

Общий принцип предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима установлен ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных международным договором и федеральным законом. Аналогичную норму предусматривает и Закон о правовом положении иностранных граждан (ст. 4).

Так же решен вопрос и в Модели ГК для стран СНГ (п. 2 ст. 1205), и в законодательстве стран СНГ, а также ряда других иностранных государств.

Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима закреплено также в Минской конвенции 1993 г. (п. 1 ст. 1), в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. , Конвенции стран Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. , международных договорах РФ с Казахстаном от 20 января 1995 г. , Киргизией от 13 октября 1995 г. , Туркменией от 18 мая 1995 г. и Арменией от 29 августа 1997 г. , касающихся проблем правового статуса граждан, в двусторонних договорах РФ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Так, согласно ст. 1 Договора о правовой помощи с Испанией от 26 октября 1990 г. граждане государства-участника пользуются на территории другого государства-участника - в отношении личных и имущественных прав - такой же правовой защитой, что и собственные граждане.

--------------------------------
БМД. 2000. N 2. С. 51 - 53.

БМД. 1999. N 6. С. 3 - 13.

СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3950.

СЗ РФ. 2001. N 9. Ст. 786.

СЗ РФ. 1997. N 32. Ст. 3748.

СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 747.

СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1049.

Количество законодательных актов, которые устанавливают предусмотренные ст. 1196 изъятия из национального режима, сравнительно невелико. Например, ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определяет, что иностранные граждане, лица без гражданства могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, в то время как российские граждане вправе приобретать участки указанных земель в собственность (ст. 10); согласно Земельному кодексу (п. 3 ст. 15) "иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами"; в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ст. 13) членами сельскохозяйственного производственного кооператива могут быть только российские граждане.

--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 2003. N 2. Ст. 167.

Определенные ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства установлены Законом о товарных знаках и Патентным законом. Эти Законы устанавливают, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются соответствующими правами наравне с российскими физическими и юридическими лицами в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Иными словами, в приведенных Законах предоставление иностранным гражданам правоспособности связывается с наличием взаимности в отношении соответствующего иностранного государства.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" устанавливают специальные правила для иностранных физических лиц.

--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; 2003. N 17. Ст. 1557.

СЗ РФ. 1995, N 10. Ст. 823; 2002. N 22. Ст. 2026.

Ряд российских законов ограничивают право иностранных граждан заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Так, иностранцы не могут быть судьями , прокурорами , нотариусами , милиционерами , членами летного экипажа , капитанами судов, плавающих под флагом Российской Федерации .

--------------------------------
Статья 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости СНД и ВС РФ. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4834).

Статья 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (СЗ РФ 1995. N 47. Ст. 4472; 2002. N 40. Ст. 3853).

Статья 2 Основ законодательства о нотариате.

Статья 19 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 167).

Пункт 4 ст. 56 Воздушного кодекса.

Пункт 1 ст. 56 КТМ.

Консультации и комментарии юристов по ст 1196 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1196 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.